Re: Privoz na Dugovku ( Otvet Kerzonu )

From: Michael Zilberstein (mz_at_aquanet.co.il)
Date: Wed 29 Sep 1999 - 12:40:54 IST

Gersh Shpraihler wrote:

> [...]
> suschestvuut po sovershenno razny zakonam. Eto kasaetsya muzyki , textov ,
> instrumentov,kornei,vneshnego vida,pravil povedenia.
> Da , vsegda est' kakie-to peresechenia. Akusticheskaya gitara kak pravilo
> v pervom sluchae , i kak otsutstvie neobhodiyh i kachestvennyh
> elektroinsrumentov vo vtorom ( eto primer , ne pretenduushij na pravilo)
> Podtverzhdaushii primer - pervui albom Maika ( Sladkaya N i drugie ).
> Tyagotenie k slovu i v tom i v drugom sluchae ( v otlichie ot zapada , gde
> dominiruet muzyka ) - eto argument v polzu obshnosti roka i ksp.

   Eto ja i imel vvidu, kogda pisal, chto russkij rok i ksp v
chem-to blizki. V zapadnom roke glavnoe - muzyka, a v russkom tekst.

> No etot argument rabotaet lish na rasstoyanii -- slovo-to slovo , da
> RAZNOE. Esli ksp prodolzhaet "gumanisticheskie tradicii", uchastvuet v
> razgovore "chto takoe horosho i chto takoe ploho " , prichem stremitsya
> prinyat' storonu "horosho", to rok mkak ne kazhetsya ili v storone ot
> etogo
> ili otkryto perehodit na tu storonu ,gde bolshe kaifa , radikalizma ,
> stimula dlya tvorchestva i tomu podobnoe.

    Eto tochno. Istoricheski ksp slozhilos', IMHO, kak forma
pasivnogo sotsial'nogo protesta - esli nel'zja protestovat'
otkryto i vsje podtsenzurno, to my ujdem v les, sjadem k kostru
i budem pet', chto sami hotim. Tsenzury davno net, no tonal'nost'
ksp ostalas' tazhe. Mne prakticheski ne dovodilos' slyshat'
bardovskih pesen s sotsial'noj napravlennost'ju, kakih polno
u kazhdoj rok gruppy, osobenno vtoroj poloviny 80-h. I v etom
otlichie, na moj vzgljad, roka ot ksp - ksp smotrit na zhizn'
so storony, a rok naoborot aktivno v zhizni uchatvuet i ee
preobrazovyvaet. V ljubom sluchae, popsa tut i rjadom ne stojala -
tam nikakoj ideologii, odni babki.
   Dereh agav, u Shevchuka v poslednie neskol'ko let pojavilis'
pesni s sovsem ne rokovoj ideologiej i vobsche ves' motiv
ego interv'ju poslednih let - ujti v derenju, v tserkov' i t.d.
Ustal borot'sja, vidimo. Sravnite s ego pesnjami goda etak 85-go,
"Vremja" naprimer.

> I tam i tam mozhno otravlyat' svoi organizm raznyi snadobyami ( ot vodki
> do togo chto stalo uzhe normoi i nabilo oskominu ) , no v roke , v
> otlichie ot ksp , dopustim vynos etogo fakta v text i imidzh , vplot' do
> otkrytoi propagandy.

    Nu i chto? Zdes' kak raz ne vizhu nichego printsipial'nogo.
Posmotrite na Aerosmith - kak slezli so vsej gadosti, kotoruju
upotrebljali, tak vdrug v 50 let stali chto-to putnoe delat'.
Posmotrite na vseh veteranov - Mark Knopfler, Jethro Tull,
Pink Floyd, Deep Purple, Richie Blackmor, BG, Makarevich,
Voskresen'je - mozhno sozdavat' horoshie vestchi mnogo let i
bez vsjakoj gadosti.

> O muzykalnoi storone govorit' prosche vsego , i pochustvovat' eto tozhe
> ochen' prosto. Takie slova kak "drive","nadryv",emocionalnye spady i
> pod'emy , v bolshinstve sluchaev ispolzovanie arsenala elektroinstrumentov
> s odnoi storony , i "tihaya grust'", "legkaya ironia" ili "socialnyi
> pafos s ukazaniem kak zhe nuzhno nasamom dele ", vse eto pod akusticheskuu
> gitaru --- vse eto pozvolyaet s legkost'u opredelit' , v chei zhe lager'
> y popali.

   Chto pravda, to pravda.

> A to chto byvshie kity "russkogo roka" bg i makarevich chasto vydaut
> chto-to po zakonam ksp , svyazannoe s ksp ili imeishee obschie korni --
> tak eto ni o chem ne govorit. Prosto oni v etot moment , v etoi konkretnoi
> pesne stanovyatsya ksp-shnikami. Mozhet zhe inzhener vzyat' priz po
> pryzhkam v vysotu . Ne budem zhe y govorit' ob obshnosti inzhehernyh
> tehnologii i tehniki pryzhkov v vysotu.

   Nu, tut primer neudachen. BG i Makar, vidimo, poschitali, chto
to, chto oni chuvstvujut v dannyj moment im udobnee vyrazit' cherez
bardovskuju pesnju, a ne cherez rok.

> [...]
> panibratstvu ( "da on nash chuvak , roker " ). Vozmozhno , esli by on ne
> popal v Piter i ne obshalsya s tamoshnim sozvezdiem , vozozhno ego i ne
> prichislyali by seichas k russkou roku , a pesni byli by te zhe samye.
> No neuzheli i tak ne yasno , chto Bashlachev , nesmotrya na soznatelnyi
> otkaz ot elektroinstrumentov , -- ne bard , ne ksp , ne avtorskaya pesnya
> , ne znau kak eshe nazvat' . Nadryv , emocionalnost',proryv za takie
> rubezhi , o kotorom ne peli ni v odnom iz lagerei ...
> Dazhe saye prostye strochki "golovoi kivaet h*i iz-pod zaplaty" -- razve

   Kstati, bol'shinstvo svoih samyh nadryvnyh pesen on napisal uzhe
v Pitere - "Vanjusha", "Egorkina bylina" i t.d. Slushaesh' i
chuvstvuesh', kak sgoraet cheloek. No on dejstvitel'no osobnjakom
stoit.
Dlja menja Bashlachev - eto v pervuju, vtoruju i tret'ju ochered'
poet.
A muzyka u nego dostatochno vtorichna. Ni u odnogo rok-poeta, kak
i u ksp-shnikov vy ne najdete TAKIH stihov. Tam vsje-taki stihi
pishutsja kak pravilo (za ves'ma redkimi iskljuchenijami, kogda muzyku
pishut k davno izvestnym stiham) spetsial'no dlja pesni.
_____
Misha