Re: a quote

From: Anatoly Vorobey (mellon_at_pobox.com)
Date: Fri 27 Nov 1998 - 17:16:04 IST

You, Ignatovsky Mark - d0c, were spotted writing this on Fri, Nov 27, 1998 at 03:46:53AM +0200:

> Genial'naya fraza.

Spasibo.

> Eyo mozhno votknut' v "Topic" lista Russian-Rock-In-IL.:)))
> Kakie zhe vy odnako, russkie studenty, bezdari:))))

Ne to chtoby bezdari. Sposobnosti kak raz chasto est'; otsutstvuyut
kul'tura obsheniya, obrazovannost', nachitannost', shirota obzora,
erudiciya, minimal'noe znanie klassiki, poezii, i t.p.

Vse eto privodit, v chastnosti, k bednote associativnogo slovarya,
nevozmozhnosti ispol'zovat', v lyubom obshenii, ni odnogo vyrabotannyh
chelovechestvom za tysyacheletiya mifov, arhetipov, geroev,
situacij, emotsij. Rezul'tat - chrezvychajno bednoe obshenie,
ponimanie, svodyasheesya obychno k nagromozhdeniyu banal'nostej.

Ya kak-to nachal sprashivat' u svoih znakomyh, chto imeet v vidu
Mandel'shtam, kogda pishet: "Bessonnica. Gomer. Tugie parusa //
Ya spisok korablej prochel do serediny..." - chto za "spisok
korablej", i pochemu do serediny? Rezul'taty byli ves'ma
plachevny. Mandel'shtam zhe, s drugoj storony, polagal chto
lyubomu ego chitatelyu eti stroki budut mgnovenno ochevidny.

Odni lish sposobnosti ne spasayut i v technicheski-nauchnyh oblastyah.
I tam neobhodima prichastnost' k kul'ture, ponimanie istokov i
slozhnyh koncepcij. Programmist, k-j ne znaet, kto takoj Donald
Knuth i nikogda ne otkryval "The Art of Computer Programming",
horoshim programmistom byt' ne mozhet, tak zhe, kak i programmist,
k-j znaet odni lish procedural'nye yazyki programmirovaniya vrode
C/C++/assembler.

> Vot tol'ko davaite dogovorimsya ne meshat' sol' s saharom.
> Kortasar v etom rasskaze vysmeival "tolpu", v kotoroy
> lyudi prosto teryayut vsyakiy razum, zabyvayut obo vsem svyatom,
> o morali, zabyvayut voobsche ZACHEM i kuda oni prishli.

Ya ne soglasen. Delo ne tol'ko i ne stol'ko v tolpe. Vspomni, kak
mnogo i nastojchivo on opisyvaet imenno MUZYKU i ee vospriyatie
geroem vo vremya koncerta - vospriyatie zvukovoe, cvetovoe,
i bukval'no podkozhnoe - i sovsem pochti ne ostanavlivalsya na
chuvstve edinenii tolpy, na stadnosti. Tak, kak Cortasar eto opisyvaet,
poluchaetsya chto u lyudej prakticheski spontanno i odnovremenno
vozniklo chuvstvo EKSTAZA, kotoroe perehlestnulo porogi razuma
i prilichij.

No takogo na samom dele ne proishodit vo vremya klassicheskih (ili
dzhasovyh) koncertov. Cortasar kak budto govorit "a chto esli..?"
Vo vremya rock-concertov proishodit kak raz nechto podobnoe. Konechno,
ne do takoj stepeni, no kak naschet tolpy, k-ya lomitsya na scenu,
i ohrannikov, k-e ee sderzhivayut? Kogda ty v poslednij raz videl
ohrannikov na koncerte klassicheskoj muzyki?

Ob etom primerno i pishet Bloom. Ya vovse ne vo vsem s nim
soglasen i dumayu, chto on zachastuyu preuvelichivaet; no ego mysli
tem ne menee ves'ma interesny. Pohozhimi slovami, no s kuda men'shim
ekstremizmom, pishet o roke Milan Kundera (esli ne oshibayus',
v "Bessmertii").

> Vo'zmi rasskaz "presledovatel'". V nem naproch' otsutstvuyut intonacii,
> kotorye byli peredany v "menadah".
> Potomu chto rech' idet tam o lichnostyah, individuumah.
> O genial'nom muzykante i ego pochitatelyah.

Eto sovsem drugoe. I muzyka drugaya, i syuzhet voobshe nesovmestim -
tam voobshe koncertov net. Ya ved' ne govoryu, chto Cortasar preziraet
klassicheskuyu ili dzhazovuyu muzyku (chto bylo by absurdom,
uchityvaya ego nezhnuyu lyubov' k dzhazu).

> A kto meshaet vosprinimat' muzyku (klassiku, rock, etniku..)
> individual'no, ne podvergayas' massovomu vozdeistviyu?

Opyat'-taki, rech' idet ne o stadnosti, a o unikal'nom emocional'nom
vozdejstvii roka, kotoroe mozhet byt' napravleno i na odnogo
cheloveka - raznica nevelika.

--
Anatoly Vorobey,
mellon@pobox.com http://pobox.com/~mellon/