Re: a quote

From: Anatoly Vorobey (mellon_at_pobox.com)
Date: Mon 21 Dec 1998 - 14:42:59 IST

You, Alexey I. Fuchs, were spotted writing this on Sun, Dec 20, 1998 at 12:51:27PM +0200:

> Ya soglasen pochti so vsem, chto govorit A.V. v dannom sluchae, krome
> upadka poezii i t.p., a takzhe zanizheniyu standartov.
> "Ran'she" standarty byli, vozmozhno, vyshe,

No eto kak raz i est' to, chto ya govoryu - kak zhe ty s etim ne soglasen?
Kolichestvo lyudej, znayushih o standartah ili otvechayushih im, vovse
neobyazatel'no igraet bol'shoe znachenie. Naprimer, v Evrope za poslednie
pyat' stoletij genii i prosto talantlivye uchenye, pisateli,
kompository, poyavlyalis' v raznyh stranah v ochen' raznyh proporciyah,
otnyud' ne korreliruyushih s naseleniem etih stran ili dazhe obrazovannym
naseleniem. Vidimo, est' faktory kuda bolee vazhnye chem
kolichestvo millionov, sostavlyayushih stranu ili dazhe ee obrazovannuyu
proslojku - naprimer, sushestvovanie sil'nyh
shkol/napravlenij (Serebranyj Vek v Rossii, gruppa filosofov Vienna Circle
vo vtoroj treti 20go veka, nemetskie fiziki - osnovateli kvantovoj
mehaniki i t.p.), ili kakie-to drugie faktory kotoryh my prosto ne ponimaem.
Mne kazhetsya ves'ma veroyatnym, chto uroven' standardov, vypolneniya
k-h trebuet ot sebya konkretnaya gruppa obrazovannyh lyudej v konkretnoj
strane, vazhnee chem velichina takoj gruppy.

> Teper' ih
> stol'ko zhe, no bol'she pretendentov i ambicioznyh neuchey.

Problema ne v tom, chto mnogo neuchej; problema v tom, chto neuchi
stanovyatsya normoj. Ne prosto normoj v kolichestvennom smysle etogo
slova (t.e. chto bol'she neuchej chem uchej) - eto vsegda bylo tak; a
teryaetsya granitsa mezhdu neuchem i obrazovannym chelovekom, potomu
chto obrazovannost', v ee starom smysle, perestaet byt' cel'yu.
Poprostu govorya, slishkom malo lyudej schitayut chto nuzhno chitat'
Iliadu *prosto tak* - ne potomu, chto ty izuchaesh grecheskij yazyk,
ili delaesh stepen' po grecheskoj kul'ture, a potomu, chto eto
genial'naya kniga i ona dolzhna byt' chas'yu tvoego obshego obrazovaniya.
Samo ponyatie obshego obrazovaniya razmyvaetsya i ischezaet. I eto,
uvy, tol'ko odna iz prichin etoj vseobshej erozii.

> A naschet poezii - kak zhe Brodskiy, W.H.Auden, drugie velikie poety XX
> veka?

Brodsky i Auden oba prinadlezhat k "staroj gvardii". Voobshe govorya, esli
posmotet' na poeziyu 2j poloviny 20-go veka, legko zametit', chto prakticheski
na vseh yazykah, za isklyucheniem (prakticheski unikal'nym) russkogo,
svobodnyj stih (verlibr, free verse) pobedil vse ostal'nye formy
stihoslozheniya. Eto samo po sebe neobyazatel'no ploho; huzhe to, chto eta
pobeda verlibra - lish' odno iz proyavlenij obshego pravila: poeziya
prekrashaet byt' edinstvom formy i soderzhaniya, stryahivaya s sebya okovy
formy. Prakticheski vsya sovremennaya angloyazychnaya poeziya, naprimer,
ne imeet kakoj-libo formy voobshe; eto zachastuyu prosto tekst, razbityj
na stroki "strannym" obrazom, dlya sozdaniya "strannogo" poeticheskogo
effekta.

Mozhno pisat' zamechatel'nye stihi verlibrom, no kak pravilo v takih stihah
drugie elementy, vmesto metricheskih, obespechivayut edinstvo formy vnutri
stihotvoreniya. Eto prosto ochen' trudno; mnogie poety (naprimer, Ahmatova)
govorili o tom, chto pisat' verlibrom horosho namnogo tyazhelee chem pisat'
horosho metricheski. Sovremennaya poeziya prosto ne spravilas' s etim
zadaniem; s tochki zreniya formy, pochti vsya ona - gigantskij shag nazad.

S tochki zreniya soderzhaniya, s drugoj storony, v sovremennoj poezii tsarit
forma sentimental'nosti, kotoraya nesovmestima s horoshej poeziej. Ya govoryu
o sentimental'nosti v ochen' shirokom smysle etogo slova: to, chto obychno
formuliruyut v odnoj iz nizhesleduyushih form (ili pohozhej na nih):

- poeziya dolzhna idti "ot serdca", vyrazhat' "nastoyashie chuvstva"
- vse, chto nuzhno dlya nastoyashej poezii, uzhe "u tebya vnutri"; nuzhno
  lish "posmotret' vnutr'" i izlit' eto naruzhu.
- chuvstva vsegda vazhnee intellekta; lyuboe chuvstvo (lyubov', nenavist',
  zavist', druzhba...) esteticheski opravdano esli ona kazhetsya "iskrennim",
  "nastoyashim".
- ne nuzhno slishkom mnogo dumat', nuzhno "oshushat'"
- i t.p.

Eto, po suti dela, moral'noe ponimanie poezii, chistyj moralizm; nevazhno,
chto takie stihi mogut, naprimer, propagandirovat' genotsid i Gitlera
radi shoka, oni vse ravno ostanutsya bezdarnymi. Mnogie poety predvideli
takuyu trivializaciyu poezii; Oscar Widle, naprimer, lyubil povtoryat'
"All bad poetry is sincere", a Ezra Pound govoril, chto lyuboj stih, k-j
izlivaetsya na bumagu mgnovenno "iz serdca", neizbezhno bezdaren.

S tochki zreniya filosofii estetiki, takoe ponimanie poezii - kul'minaciya
romantizma, kul'minaciya idej Russo. Te neuklyuzhie, sentimental'nye russkie
stihi 18go veka, nad kotorymi tak legko smeyatsya (ili proza, skazhem,
Karamzina), paradoksal'no blizki po duhu sovremennoj poezii, kotoraya takim
obrazom delaet gigantskij shag nazad. Russkaya poeziya, sobstvenno,
rodilas' v 18m veke; v anglisjkoj poezii uzhe i Shakespeare, i Milton
daleko ne tak naivny, chtoby schitat', chto glavnoe - izlit' chuvstva na
bumagu.

U Auden'a, naprimer, stih obychno ne tol'ko metricheskij, no dazhe i
rifmovannyj; inogda vstrechaetsya metricheskij belyj stih, i eshe rezhe
nastoyashij verlibr. Istoricheski slozhilos' tak, chto v konce 19go veka
i v nachale 20go angloyazychnye poety metodichno rasshatyvali granicy
metricheskogo stiha, k-j dostalsya im v nasledstvo; sredi pionerov etogo
dvizheniya byli, naprimer, Walt Whitman, T.S.Eliot, Ezra Pound... Problema
lish v tom, chto posle togo, kak rasshatyvanie uvenchalos' uspehom, forma
potihon'ku ushla so sceny voobshe, ustupiv mesto bezdarnosti. Auden
chronologicheski nahoditsya gde-to v seredine etogo processa. V russkom
yazyke etot process proishodil namnogo medlennee, v chasnosti potomu, chto
v russkom yazyke istoricheski metrika stiha kuda bolee stroga, chem
v anglijskom - stihi bol'shinstva anglijskih poetov dopuskayut otstupleniya
ot razmera, k-e sovershenno nedopustimy v klassicheskom russkom stihe. Krome
togo, Sovetskaya vlast' voobshe ne ochen'-to pooshryala podobnye eksperimenty
nachinaya gde-to s 30-h. V rezul'tate u nas sohranilas' metricheskaya,
chudesnaya, genial'naya poeziya, poslednim dejstvitel'no genial'nym
predstavitelem kotoroj kak raz i byl Brodsky.

--
Anatoly Vorobey,
mellon@pobox.com http://pobox.com/~mellon/