Re: Re[2]: BUDEM?

From: Dmitry Elkind (jim_at_mutek.com)
Date: Sun 19 Mar 2000 - 13:47:29 IST

At 11:17 AM 3/19/2000 +0200, you wrote:
> Poetomu ja i govorju: otmazka na sluchaj plohoj (neponjatnoj)

        Vo-pervyh, "plohoi" i "neponjatnyi" - eto, IMHO, otnjud' ne sinonimy... To
est', skazhem, dlya menja ne sinonimy. Chelovek, dlya kotorogo eto
sinonimy, nazyvaetsa ksenofobom, esli ya ne oshibajus' (Eto k Mashe - eto
ee professiya). Na samom dele u rockerov (russkih) est' zamechatel'nyi
termin - "popsa". K "popse" nekotorye iz nih (da chto tam greha tait' -
bolshinstvo) sklonny prichislyat' ljubuju muzyku, kotoraya im neponyatna,
razve chto za iskljucheniem klassiki, o kotoroi oni govorjat "Da, eto,
navernoe, kruto, no ne moe" (nabljudenie Artemiya Troickogo). Ya,
naprimer, ne raz stalkivalsya s podobnym proyavleniem po otnosheniju k
elektronnoi muzyke - vse, chto ne igraetsa na zhivyh instrumentah (maksimum
dozvolennogo otstuplenija - elektroorgan i theremin) - zavedomo "popsa". K
etoi samoi "popse" prichislyaetsa ne tolko Massive Attack i Portishead,
chto eshe hot' kak-to opravdanno ih populjarnostju (hotja, ya dumaju, chto
Pink Floyd gorazdo populjarnei), no i takie proekty, kak, naprimer, Future
Sound Of London, The Orb, i dazhe... Kraftwerk!!!!! Voobshe, kakoi
zamechatelnyi, esli vdumatsa, termin... Ved' na samom dele, nikto ne znaet
tolkom chto eto takoe! "Populjarnaya muzyka"??? No kak zhe togda Led
Zeppelin, Pink Floyd, Deep Purple, ... ? Tot zhe samiy Kraftwerk, naprimer,
gorazdo menee populjaren chem Pink Floyd... "Kommercheskaya"? Vspomnim,
chto Deep Purple (ya uzh ne govorju pro Beatles) iznachalno sozdavalsia,
kak kommercheskaya gruppa... Neprofessionalizm? Nu, ob etom smeshno dazhe
govorit', ibo professionalov i v samom roke ne ochen' mnogo (kak, vprochem,
i vezde). Te zhe Doors (o kotoryh my eshe vspomnim pozzhe) nu nikak ne
yavlyajutsa professionalami, i eto uzhe ne IMHO, a konstataciya pechalnogo
fakta. Vyhodit, chto "popsa" ne znachit voobshe nichego? No togda pochemu
eto slovo stol' upotrebitelno? IMHO, osnovnaya prichina v tom, chto eto
yarlyk, dajushii legitimaciju ne poprobovat' dazhe ponyat' to, chto na
segodnjashnij den' neponjatno ("Techno??? Da nu, eto zhe popsa!") A
segodnja, opyat'-taki, IMHO, elektronika - eto samoe interesnoe yavlenie,
kotoroe v muzyke proishodit. Kogda ljudi kusajut sebe lokti ottogo, chto ne
prinimali uchastiya v 60-70 gody v zarozhdajushemsja rock - dvizhenii i ne
slyshali vzhivuju Doors, Led Zeppelin i t.d, mne stanovitsa ochen' obidno -
ved' sovsem ryadom s nimi proishodit nechto stol' zhe masshtabnoe i
zahvatyvajushee - i oni ego ne zamechajut.. Tochno tak zhe v 60-e gody, ya
dumaju, nekotorye perezhivali, chto ne vyrosli v 20-30 v delte Missisippi i
ne slyshali vzhivuju Roberta Johnsona...

>muzyki. Kak po-tvoemu, Doors - eto amerikanskij rock? A The Who -
>anglijskij? Vse eto gruppy, kotorye tochno tak zhe tesno svjazany s
>javlenijami, ih porodivshimi, kak svjazany s takimi javlenijami,
>skazhem, ta zhe "Alisa" ili "Akvarium". Mezhdu tem, muzyka Doors
>ponjatna vsem, v tom chisle i tem, kto ni razu ne valjalsja na Venice
>Beach v 1965 godu, The Who ljubjat dazhe te, kto vovse ne znaet, chto
>znachit slovo "face". Chto imeem s nashej storony? 99-e mesto,

Vozvrashaemsia k Doors. IMHO, Doors - eto tochno takoe zhe vremennoe
yavlenie, kak i Grazhdanskaya Oborona, naprimer. Ved' (IMHO) ni s tochki
zreniya poezii, ni s tochki zreniya muzyki nikto (vkljuchaya Morrisona,
uvy) nichego iz sebja ne predstavlyal. U JDM byla charisma - hot otbavlyai,
myatezhnyi duh, zhazhda poznaniya i opyta, i kakie-to idei - nesomnenno. No
byl li on velikim poetom? Somnitel'no. Velikim muzykantom? Ochevidno, net.
To zhe samoe kasaetsa Manzareka, Kriegera i Densmore. Etim Doors silno
otlichaetsa ot Led Zeppelin (gde kazhdyi uchastnik byl pervoshodnym
muzykantom, a Jimmy Page (IMHO) - prosto velikii gitarist), Deep Purple
(odin Blackmore chego stoit), Pink Floyd (kotorye celoe napravlenie
otkryli), Jethro Tull, Can i t.d. I, zametim, ni odna iz
vysheperechislennyh komand ne voznikla v rezultate kakih-to socialnyh
tendencii, a iskljuchitelno v rezultate tendencii musykalnyh. V ih tekstah
net prakticheski ni slova na zlobu dnya (razve chto pozdnii Pink Floyd,
nachinaya s Final Cut, kotoryi, IMHO, uzhe ne interesen), ibo im eto bylo
prosto neinteresno.. Ya dazhe ne hochu upominat' v svyazi s etim King
Cirmson, ibo ego s natyazhkoi mozhno prichislit' k rocku, no vse zhe - vot
ih-to muzyka, mne kazhetsa, deistvitelno prebudet vovek, naravne s
Mozartom, Beethovenom i t.d. I zametim vskolz', chto Fripp postoyanno
sotrudnichaet s elektronschikami (naprimer, s temi zhe FSOL, a s LX
Pattersonom iz Orba u nih dazhe byl sovmestnyi proekt - FFWD). A
soundscapes Frippa - ne chto inoe, kak ambient (kotoryi ambient, kstati,
nachalsia s Briana Eno, ves'ma uvazhaemogo rockovoi auditoriei).

        To est', govorit' o kosmopolitichnosti iskusstva mozhno, i dazhe nuzhno,
ibo kogda rech' idet o talante i professionalizme, politicheskaya karta ne
imeet nikakogo znacheniya. Rossiiskie jazzisty, naprimer, ves'ma uspeshno
vystupajut za predelami rodiny, i publike nichto ne meshaet vosprinimat' ih
- ni yazykovye, ni kulturnye razlichiya. A William Blake, Rimbaud, i
mnogie-mnogie drugie - neuzheli russkomu chitatelju ih stihi kazhutsa
chuzhdymi, neponyatnymi i neintersnymi? A Bosch, Escher, Dali? Da i v
Rossii nemalo primerov pisatelei, hudozhnikov i muzykantov, pochitaemyh vo
vsem mire - Dostoyevskii, Tolstoi, Chehov, Nabokov, Brodsky, Shalyapin, ...
Bolee togo, v bolshinstve sluchaev, socialnaya napravlennost' dominiruet v
tvoreniyah bezdarei i grafomanov.

Izvinite, esli kogo obidel.

---------
Dmitry Elkind
email: jim@mutek.com
Phone: +972 +3 6343223 ext. 227 (office), +972 2 6246556 (home)
Snail: Balfour 5, entrance B, apt. 6, Jerusalem, 92102, Israel